Южный Молочный Союз по поручению входящих в него молокоперерабатывающих предприятий обратился в Правительство РФ с просьбой отложить введение цифровой маркировки в молочной отрасли до января 2022 года, оценив риски полной остановки производств из-за их неподготовленности

Дата публикации: 20.05.2021 г.

Соответствующее письмо было направлено и вчера получено аппаратом Правительства РФ. Инициатива подготовки обращения была высказана ещё в марте в ходе открытого заседания Наблюдательного совета Южного Молочного Союза, затем единогласно поддержана на Очередном общем собрании членов Южного Молочного Союза 28 апреля 2021 года. Общее мнение членов союза сводится к тому, что введение системы цифровой маркировки в утвержденных Правительством РФ виде и сроках неминуемо негативно отразится на молочной отрасли в целом.

При этом, даже если предприятиям удастся преодолеть эти проблемы, прогнозируемый самими участниками процесса рост себестоимости молочной продукции при этом составит не менее 10-15%.

Участники молочного рынка Юга России активно готовятся к предстоящему внедрению обязательной цифровой маркировки, однако как показала практика, подавляющее большинство предприятий испытывают серьезные технические трудности при внедрении маркировки, которые не позволяют предприятиям быть готовым к обозначенным Правительством РФ срокам.

Справедливо отмечено, что летние месяцы являются началом сезона производства и продаж основных партий объёмов мороженого и в этот период крайне сложно, а порой и не возможно организовать полноценный процесс проведения всех необходимых монтажных, пусконаладочных, сервисных и иных работ на производстве по причине его полной загрузки.

Ранее, в феврале этого года на заседании «круглого стола» Комитета по аграрным вопросам ГД РФ, Южным Молочным Союзом была доложена ситуация в южном регионе России и внесено предложение о необходимости разработки и предоставления ООО «Оператор-ЦРПТ» подробных методических и практических рекомендаций для специалистов молокоперерабатывающих предприятий, при внедрении данной системы на производстве, а также о обязательном введении государственного регулирования уровня цен и программного обеспечения для внедряемой цифровой маркировки готовой молочной продукции, стоимости типографских услуг и государственного контроля компаний, осуществляющих поставки, монтажные работы и сервисное обслуживание требуемого  технологического оборудования, с введением полной ответственности для поставщиков, как за качество поставляемого товара, так и за задержку сроков выполнения проводимых работ. Данные нами предложения были поддержаны и внесены в проект Рекомендаций Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Российской Федерации соответствующим отраслевым министерствам и органам исполнительной власти. Однако до настоящего времени ясности в этих вопросах для нас нет.

Кроме того, в последнее время предприятиями торговли внесены и активно лоббируются в организации ООО «Оператор-ЦРПТ» ряд существенных изменений в формате и способах нанесения марки, что существенно изменяет задачу по цифровой маркировке выпускаемой готовой  молочной продукции, затрудняет её достижение и, в ряде случаев, сводит на «нет» все ранее достигнутые молокоперерабатывающими предприятиями отрасли результаты по оснащению и запуску маркировочного процесса.

В ходе выездных заседаний сенаторов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной Думы РФ в Краснодарский край и Ростовскую область в феврале 2021 года производители также подтвердили наличие технических трудностей у предприятий регионов.

Мы надеемся, что обращение Южного Молочного Союза будет рассмотрено и Правительством РФ будет принято решение в пользу молочной отрасли.

Из письма в Правительство РФ: «… Большинство предприятий выбрали типографский способ нанесения кодов маркировки. На текущий момент используемые типографии не могут разместить коммерческие заказы в полном объеме и в соответствии с плановыми закупками, что является потенциальной проблемой невозможности получения упаковочной пленки в срок до начала обязательной маркировки мороженого.
В феврале 2021 года на рабочей группе по маркировке молочной продукции для типографского способа нанесения для многопоточных производственных линий был определен метод сканирования агрегационного кода рулона или сканирование первого и последнего кода маркировки в рулоне. На текущий момент только одна типография может работать с таким методом, остальные дают неопределенные ответы по использованию такого метода.
При проведении эксперимента по типографскому способу нанесения кодов маркировки совместно с «Оператор-ЦРПТ» и компанией интегратором предоставлялся файл сведений о нанесенных в типографии кодах маркировки, так же при проведении рабочих групп по маркировке на презентации говорили о том, что производитель получит полную информацию о нанесенных кодах на упаковку. На текущий момент никакой обратной связи от типографий в виде файла с полной информацией о нанесенных кодах не предоставляется, что не исключает ошибок при приемке упаковочной пленки, ошибок при нанесении кода маркировки на типографии (могут перепутать штриховой код продукта и нанести не на тот продукт), ошибок при считывании упаковочной пленки на производственной линии. За код маркировки предприятия будут платить и хотели бы видеть его полностью, включая код маркировки и преобразованное средство идентификации. По договору с «Оператором-ЦРПТ» предприятия должны удалить крипто-часть только после подачи своего отчета о нанесении, но при типографском способе нанесения у предприятий вообще нет кодов в учетной системе. Сроки печати упаковки всего необходимого ассортимента уже не позволяют успеть в срок до 01 июня 2021 г.
При собственном нанесении производителям необходимо оснастить свои линии оборудованием для печати и считывания кодов. Оборудование в основном импортного производства и из-за ситуации с пандемией возникают задержки с поставкой. Это так же создает проблемы с запуском 01 июня 2021 года.
Отсутствуют конкретные требования и условия по выводу маркированной готовой молочной продукции для бюджетных организаций. Для снижения расходов бюджета предлагаем применить автоматическое выбытие кодов по истечению сроков годности, закупаемой бюджетными учреждениями маркированной молочной продукции.
В связи с необходимостью сканировать каждый код маркировки с индивидуальной упаковки происходит фактическое снижение скорости производственных линий, используемых на предприятиях до 40%.
Возникают существенные дополнительные и неучтенные ранее затраты на создание и содержание рабочих мест, сбор и утилизацию совершенно пригодной к использованию молочной продукции с нечитаемой маркировкой и т. д. Важно отметить, что меры государственной поддержки, до настоящего времени, так и не определены.
Для объективной оценки готовности молочной отрасли к введению обязательной цифровой маркировки готовой продукции, кроме прочего, важно понимание и реальной степени готовности товаропроводящей цепи, а именно – объектов торговли, а также предприятий общественного питания и объектов, использующих готовую молочную продукцию в качестве ингредиентов и компонентов (производство кондитерских, хлебобулочных, кулинарных изделий, вареников, др. полуфабрикатов и пр.). Из анализа, проведённого Южным Молочным Союзом следует, что степень готовности данных объектов, на территории ЮФО и СКФО, на конец апреля 2021 года составляет всего приблизительно 5%.
…в связи с вышеизложенным, представители молочной промышленности ЮФО и СКФО РФ просят обратить внимание на сложившуюся в молочной отрасли России ситуацию и начать поэтапное введение обязательной цифровой маркировки с января по июль 2022 года.».