Семнадцатого февраля 2021 года в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол на тему: «О совершенствовании законодательства Российской Федерации в области защиты молочной продукции от фальсификата на примере работы системы «Меркурий» и ее интеграция с планируемым введением обязательной маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной. Результаты промежуточного эксперимента».
В рамках данного мероприятия Южным молочным союзом доложена ситуация в Южном регионе и внесены предложения в проект Рекомендаций Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ соответствующим министерствам, органам исполнительной власти.
1. В настоящее время властью принято решение, что маркировка неизбежно будет внедрена в молочной отрасли. На фоне этого поставщики оборудования и ПО для маркировки молочной продукции, фактически пользуются безвыходностью ситуации, наживаясь за счет предприятий, не неся при этом никакой ответственности. Риски за неудачу проекта несёт производитель, если к назначенному сроку система не заработает, то деятельность предприятия по переработке молока будет приостановлена либо прекращена со всеми вытекающими последствиями.
Мы обратили внимание на то, что на сайтах поставщиков, по непонятной причине, все цены на оборудование засекречены, нам не удалось получить ни прайсов, ни условий. При контакте с поставщиками слышим только: «Мы выедем на объект, посмотрим и оценим затраты», вероятно, чтобы оценить платежеспособность клиентов. Этого не должно быть, так как задача стоит государственная, цены на всё необходимое для внедрения системы должны быть открытыми и зафиксированными правительством.
Рынок сейчас перенасыщен обещаниями, заключаются многомиллионные договора, несмотря на сжатые сроки и непроработанные решения. Велик риск для предприятий обратиться в компанию, которая в итоге не сможет ничего сделать, потратив время и деньги впустую. В рамках заседания на это было указано крупными игроками отрасли (Кореновский МКК, Кировский МК), которые с первого дня участвовали в эксперименте по маркировке, однако решения для всех линий до сих пор официальными интеграторами и поставщиками оборудования и ПО ещё не найдены. Есть большой риск, что даже крупные предприятия, имеющие огромные бюджеты не будут к сроку готовы.
Поэтому нами было внесено предложение о необходимости введения государственного регулирования уровня цен на оборудование и программное обеспечение для цифровой маркировки готовой молочной продукции, стоимости типографских услуг, а также государственного контроля компаний, осуществляющих поставки и сервис данного оборудования на предприятия, с введением ответственности для поставщиков, как за качество поставляемого товара, так и за задержку сроков работ.
2. Многие мелкие и средние предприятия сегодня только приступают к реализации задачи по внедрению маркировки, напряжение нарастает, так как нет механизма практического внедрения: с чего начинать, где искать специалистов, необходимое оборудование, сколько реально средств на это потребуется, нет конкретных коробочных решений по ценам, декларируемым ЦРПТ, нет демонстрационных залов и, что важно, результатов проведенных экспериментов. Результаты экспериментов, представленные на сайте Честный ЗНАК, скрыты и все ссылки неактивны, а предприятия, которые участвовали в эксперименте всё ещё не готовы показать отрасли решение, которое работает без сбоев. Создается впечатление, что ЦРПТ намеренно выжидают, когда слабые не платежеспособные предприятия сами уйдут с рынка, чтобы не тратить на них своё время, а направить его на высокодоходные проекты.
Поэтому считаем необходимым потребовать от разработчика системы цифровой маркировки разработать подробные методические рекомендации (материалы) по практическим действиям специалистов молокоперерабатывающих предприятий при внедрении системы на производства и обнародовать результаты кейсов предприятий, учувствовавших в эксперименте.
3. Важным заключительным звеном в цепочке цифровой маркировки является момент продажи товара, где происходит гашение «марки» и отправки её обратно в систему. Производить эту операцию смогут только объекты, подключенные в систему, имеющие специальное оборудование, обученный персонал. По полученным нами данным, уровень готовности объектов так называемой товаропроводящей цепи, а именно объектов торговли, а также предприятий общественного питания и объектов, использующих молочную продукцию в качестве ингредиентов и компонентов (производство кондитерских, хлебобулочных, кулинарных изделий, вареников, др. полуфабрикатов и пр.) составляет всего 5%. Предполагаем, что ситуация в социальных учреждениях, санаториях, школах, детских садах в настоящее время ещё хуже.
Это может привести к тому, что молокоперерабатывающие предприятия, которые сейчас несут огромные финансовые затраты и готовятся к введению системы маркировки, просто не смогут отгрузить продукцию во все объекты торговли в привычных объемах из-за их неготовности принять продукцию. Тут следует особо отметить многочисленные объекты малоформатной торговли, а также предприятия общественного питания и объекты, использующих молочную продукцию в качестве ингредиентов и компонентов, в которых трудоустроено огромное количество людей. С 1 июня 2021 года вводится система маркировки как раз для продуктов, которые в большей степени реализуются в этих объектах: мороженое – мелкая торговля, сыры – HoReCa, поэтому промедление в этом вопросе недопустимо.
Поэтому считаем, что степень готовности всех объектов так называемой товаропроводящей цепи профильными ведомствами, отвечающими за организацию торговли, необходимо взять на особый контроль.
Данные предложения Южного молочного союза были поддержаны и включены в проект Рекомендаций.