Маркировку молочной продукции предлагают отложить до мая

Дата публикации: 23.10.2020 г.

Маркировка переносится на май 2021 года, согласно новой «дорожной карте», которая находится в распоряжении Forbes. Подлинность документа подтвердили два источника, участвовавших в его разработке.

«Дорожная карта» была создана Минпромторгом, Минсельхозом, Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки), при участии представителей отрасли и Национального союза производителей молока. Перенос сроков обсуждался также с Минэкономразвития.

Согласно документу, обязательной маркировка станет с мая 2021 года, но до этого – с января 2021-го участие в программе будет добровольным. На этом этапе ЦРПТ будет бесплатно выдавать коды маркировки, что подтвердил Forbes представитель оператора. Сколько планирует на это потратить ЦРПТ, в компании не уточнили, заявив лишь, что у производителей не будет ограничений по заказу кодов.

Ни о каком переносе сроков маркировки речь не идет, заявил Forbes замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. По его словам, речь о «поэтапном вводе»: «Требования по обязательной маркировке будут вводиться поэтапно для разных видов молочной продукции и типов хозяйствующих субъектов, начиная с 20 января 2021 года в добровольном порядке, обязательные требования — с 1 мая 2021 года, а через два года (с 1 мая 2023 года) мы подойдем к полной поэкземплярной прослеживаемости». Поэтапное введение маркировки Евтухов назвал «шагом навстречу рынку». «Мы понимаем, что ограничительные меры из-за коронавируса внесли свои коррективы, ряду участников оборота нужно больше времени». – говорит он. По его словам, бесплатная раздача кодов станет для компаний-производителей «дополнительным стимулом». «Предложенные изменения должны облегчить задачу и для зарубежных производителей, хотя некоторые из них, например, из Белоруссии готовятся в соответствии с графиками, их статус готовности местами даже выше, чем у российских компаний», – заключил Евтухов. Все меры предложены для безболезненного входа компаний в проект, уверяет ЦРПТ. Перенос сроков обязательной маркировки всей продукции даст участникам рынка, а таких сейчас более 6000, дополнительное время на подготовку.

Документ пока в стадии согласования, к нему еще много вопросов, говорит представитель «Союзмолоко». Например, предстоит договариваться с типографиями об изменении упаковки. Типографии должны быть готовы не менее, чем за 3 месяца до даты наступления обязательной маркировки, рассуждает он, ведь наносить штрихкоды на упаковку производители не должны, это не свойственный им вид деятельности. Идет эксперимент (эксперимент по маркировке молочной продукции проходит с 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года – Forbes), очередные итоги можно будет подвести лишь в конце года, уверен представитель «Союзмолоко». Ранее в Союзе называли введение маркировки нецелесообразным из-за незначительной доли контрафактной продукции (менее 1%). К тому же она накладывает значительные издержки. «Исходя из данных предприятий, затраты производителей в первый год составят не менее 61,3 млрд рублей, ежегодные затраты – не менее 35,2 млрд рублей», – говорилось в сообщении Союза в феврале 2020 года.

Как запланировано введение маркировки молочной продукции:

– С 1 мая 2021 года начнется обязательная маркировка сыра, сливочного масла и мороженого.

– С 1 июля — молока и несгущенных сливок (со сроком годности более 28 дней), пахты, свернувшегося молока и сливок, йогурта, кефира, молочной сыворотки, творога и молодых сыров, сметаны.

– С 1 октября — молока и несгущенных сливок (со сроком годности 28 дней и менее), молока и сливок, сгущенных или с добавлением сахара, безалкогольных напитков, содержащих молочный жир.

 

Также с 1 октября, розница будет обязана передавать информацию о продаже молочных продуктов через кассу в систему маркировки. Туда же, но с 1 мая 2022 года, должны будут предоставлять сведения о движении товара (его наименование и количество) не только ритейлеры, но и производители, и дистрибуторы. А с мая 2023 года они должны будут передавать в систему маркировки всю информацию о движении каждой единицы промаркированного товара.

Почти на год отсрочат введение обязательной маркировки при продаже через собственную розницу и при прямых продажах фермерам (с 1 ноября 2022 года вместо 20 января 2021 года). Не будут маркироваться товары весом до 30 гр., питание для детей до 3-х лет, специальное и профилактическое питание.

Южный молочный союз продолжает поддерживать позицию преждевременности введения цифровой маркировки для готовой молочной продукции. Отрасли всё ещё не представлены результаты эксперимента с оценкой целесообразности её введения.

В ноябре 2019 года завершилось внедрение системы прослеживаемости готовой молочной продукции на базе системы электронной ветеринарной сертификации ФГИС «Меркурий», находящейся под контролем Россельхознадзора. В рамках системы «Меркурий» участники оборота оформляют ветеринарные сопроводительные документы при осуществлении операций с сырьем и готовой молочной продукцией. Таким образом, в рамках системы аккумулируется исчерпывающая информация о движении продукции от производителя до точки реализации, что позволяет осуществлять мониторинг, в том числе с целью противодействия незаконному обороту.

Позиция о нецелесообразности внедрения дублирующей системы маркировки уже была поддержана Главами Республики Татарстан Р.Н.Миннихановым, Республики Адыгея М.К.Кумпиловым, Республики Крым С.В.Аксеновым, НО «Агропромышленный союз Кубани», которые уже направили обращения на имя Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина.