К участию в семинаре были приглашены представители молокоперерабатывающих предприятий и работники образовательных учреждений, в том числе Департамент образования МО г. Краснодара и представители комбинатов школьного питания. Из состава участников совещания видно, что обсуждаемые вопросы по пресечению оборота фальсифицированной молочной продукции касались в первую очередь поставок молочной продукции по линии государственных и муниципальных закупок в образовательные учреждения Краснодарского края.
Так, по данным, озвученным на совещании главным специалистом-экспертом отдела надзора за питанием населения Управления Анной Третьяковой, по молочной продукции за 2019 год выявлено 3,3% фальсифицированной продукции, наибольшее количество выявлений фальсификата – в масле сливочном и сырах твердых сортов. При этом в образовательных учреждениях за 2018 год было зафиксировано 12 фальсифицированных проб пищевой продукции, что составило 9% от отобранных за год, за прошедший период 2019 года – 25 (16%).
Присутствующие на совещании согласились с данными Роспотребнадзора и подчеркнули, что в настоящее время молочный фальсификат сосредоточился в системе государственных и муниципальных закупок и секторе поставок в общепит. Эффективность работы ведомства необходимо увеличивать, и не допускать попадание фальсификата в образовательные учреждения детям. Вкусовые пристрастия, отношение к молочной продукции и здоровье человека формируется с самого детства. И предлагая детям не вкусный и бесполезный фальсификат мы рискуем потерять и следующее поколение потребителей молочной продукции.
Начальник отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Марина Балаева отметила, что согласно позиции Роспотребнадзора, фальсифицированная продукция в настоящее время не определена как опасная для жизни и здоровья человека, то есть отравиться данной продукцией невозможно, а то, что незаконно обедняется состав продукта и человек недополучает необходимые вещества, законодательством пока не регламентировано. Это положение затрудняет согласование с Прокуратурой Административных расследований недобросовестных поставщиков при подозрениях и даже выявлениях фальсификата.
В связи с этим Роспотребнадзором сейчас ведётся разработка рекомендаций по угрозе жизни и здоровью при употреблении фальсифицированной продукции, с инициированием внесения изменений в уголовный и административный кодексы РФ, в части привлечения к ответственности за выпуск и оборот фальсификата в связи с причинением вреда здоровью человека.
Несмотря на это, факт производства фальсифицированной продукции уже сейчас является нарушением требований технических регламентов, поэтому мероприятия, направленные на пресечение оборота такой продукции, проводятся Роспотребнадзором повсеместно.
Со своей стороны инженер по стандартизации и экспертизе Ассоциации «Кубаньмолоко» Елена Непорожняя в своем докладе проинформировала о проводимой нами работе, направленной на пресечение оборота фальсифицированной молочной продукции на территории Краснодарского края, в том числе по линии государственных и муниципальных закупок. Ассоциация неоднократно направляла внимание ведомств, в том числе органов исполнительной власти в составе администрации Краснодарского края, на необходимость контроля качества поставок и недопущения к ним недобросовестных поставщиков.
В члены Ассоциации входят производители, которые могли бы гарантировать качество молочной продукции.
Заместитель директора департамента образования МО г. Краснодар Людмила Попова отметила, что после введения ФЗ 44 предприятия по организации питания детей попали в очень затруднительное положение, когда им приходится закупать продукцию на аукционах за минимальную цену. Зачастую неразрешимые трудности возникают при необходимости расторжения договора поставок, для чего необходимо пройти все процедуры в рамках законодательства, получить одобрение ФАС, высвободить деньги для закрытия контракта и найти нового поставщика. На это требуется время и деньги, которых у учреждения зачастую нет, так как процесс питания детей непрерывен, поэтому каждый вынужден справляться с этим самостоятельно.
Та же проблема и в программе «Школьное молоко». Программой определено, что качество поставляемой молочной продукции должно быть в соответствии с ГОСТ Р 52783-2007, с отметкой на упаковке «Молоко для питания детей дошкольного и школьного возраста ультрапастеризованное», с содержанием жира 3,2%, в индивидуальной упаковке объёмом 200 куб. см. Ряд кубанских производителей создали возможность производства молока для данной программы – установили необходимое оборудование, однако поставлять продукцию в полном объеме в школы не могут, так как зачастую не конкурентны по цене. По контрактам зачастую выигрывают поставщики из соседних регионов предлагающие цену за единицу продукции ниже себестоимости её производства из натурального сырья.
Присутствующие на совещании представители комбинатов школьного питания признали наличие проблемы при закупках молочной продукции. Заместитель директора МУП «Комбинат школьного питания №1» в качестве примера рассказала одну из ситуаций, с которыми они сталкиваются в своей деятельности. Так, выставляя на аукцион лоты молочной продукции, для своей защиты, они прописали в техническом задании необходимость предоставления поставщиком протоколов лабораторных исследований по показателям фальсификации продукции. После чего широко известный поставщик, который понижает цену на аукционе более чем на 50%, не имеющий отношения к производству молочной продукции, не согласился с завышенными требованиями комбината и разбирательство было перенесено в Арбитражный суд, который в итоге был выигран комбинатом школьного питания. Но всё время разбирательства в суде, видя и понимая свою правоту и недобросовестность поставщика, комбинат был вынужден мириться с несправедливостью и продолжать использовать некачественную продукцию. Так как в законодательстве нет механизма защиты, даже на период судебных разбирательств.
Участниками совещания высказано предложение о необходимости государственной поддержки, в части выделения финансирования на проведения исследований продукции для борьбы с недобросовестными поставщиками.
Как проблема, требующая решения одним из способов фальсификации в методических рекомендациях по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции МУ 4.1./4.2.2484-09 является использование заквасочных культур, несоответствующих видовому составу. Но, например для кефира, который поступает по госзакупкам и включен в рационы питания детей, нет объективного метода определения наличия в нём кефирного гриба, который имеет научно доказанные профилактические и лечебные свойства.
Кефирный гриб является симбиозом более десяти различных микроорганизмов, растущих и размножающихся вместе. В состав гриба входят: лактобактерии, уксуснокислые бактерии, молочные дрожжи.
В последнее время распространен вид фальсификации кефира – замена кефирного гриба на бактериальную закваску прямого внесения, что облегчает технологический процесс, но лишает лечебных свойств полученный кисломолочный продукт. При этом невозможно определить микробиологическими методами, это продукт с использованием сухого порошка или натуральный традиционный кефир с использованием кефирного гриба.
Ассоциация сообщила участникам, что мы ведём работу по данному вопросу и, как члены технического комитета, предлагаем одним из дополнительных способов защиты кефира от фальсификации разработать методику по его органолептической оценке, которая в совокупности с исследованием состава заквасочной микрофлоры позволит отличить традиционный кефир от кефирного продукта.
По мнению заместителя директора департамента образования МО г. Краснодар Людмилы Поповой, которое было поддержано присутствующими, организации по питанию детей необходимо вывести из под действия ФЗ 44. Поставки молочной продукции должны осуществляться по прямым договорам с заводами, выбирая региональных надежных поставщиков качественной продукции.