В декабре 2018 года Распоряжением Правительства России была утверждена «Концепция создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» и уже 8 ноября 2019 года Распоряжением Правительства РФ N 2647-р утвержден Срок введения очередной инициативы по введению обязательной маркировки средствами идентификации посредством нанесения на каждую единицу продукции уникального кода, приобретённого от оператора системы маркировки – частной компании. Фактически с 1 июня 2020 года для молочной продукции вводится новый налог, который будет взиматься с каждой единицы товара не в пользу государства, а в карман частной компании.
При этом система вводится в формате распоряжений правительства, без оценки финансово-экономических обоснований, целесообразности, регулирующего воздействия, без диалога с бизнес-сообществом.
В последние несколько лет в пищевой промышленности это уже четвертая система прослеживаемости, призванная решать одни и те же задачи.
Проводя всесторонний анализ потенциальных расходов производителей на внедрение системы, Ассоциацией «Кубаньмолоко» в ноябре проведено Внеочередное общего собрания членов Ассоциации, на которое был приглашен генеральный директор Союзмолоко Артем Белов, который озвучил следующие данные: в первый год затраты на внедрение системы маркировки в молочной отрасли составят 45 миллиардов рублей, 25 миллиардов рублей будет стоить оборудование и системы интеграции, которые необходимо проинвестировать, и еще примерно 20 миллиардов рублей без НДС или 24 миллиарда с НДС – это стоимость марок, которые нужно будет купить в первый год. Дополнительно ежегодно в последующие годы мы будем платить порядка 20 миллиардов рублей на покупку этих марок и эти затраты будут ежегодными. Чтобы вы понимали, это примерно 3-4 процента от себестоимости производства всей молочной продукции.
Плюс еще один очень важный фактор, который не учитывается, это потери, которые понесут производители из-за внедрения этой системы. Не считывание кода на любом этапе, не важно, в производстве, в дистрибуции, в логистике, в розничной сети приведет к тому, что этот продукт нужно будет изъять из оборота, он не сможет быть продан. Поставщики оборудования по маркировке и по считыванию готовы дать гарантию, что они обеспечат считывание 98 процентов кодов. При ежегодном обороте отрасли обороте отрасли в 1,5 триллиона 2 процента это, между прочим, 30 миллиардов рублей. А что такое 30 миллиардов рублей? 30 миллиардов рублей – это примерно 90 процентов валовой прибыли отрасли, которую оно получило в 2018 году. И где здесь есть экономическая целесообразность внедрения подобной системы?
Ассоциация считает, что система маркировки не решает проблему фальсифицированной продукции, потому что меточка на этикетке никак не характеризует реальный состав продукта. Система маркировки может решить только одну задачу – проблему контрафакта, а доля контрафактной молочной продукции в России составляет 0,01-0,1%, что составляет приблизительно 300-400 млн. рублей. Однако затраты производителей и ретейла на введение и пользование системой несопоставимы с эффектами, которые мы получим.
Маркировка при этом не поможет решить и ключевые заявленные цели, а риски при её введении, которые видит Ассоциация, велики:
– Качество продукции может ухудшиться. В результате роста себестоимости на фоне падения покупательской способности из-за снижения уровня доходов населения, что будет делать бизнес? Скорее всего удешевлять состав продукции.
– Вырастут цены. Будут большие проблемы у малых и средних предприятий, высока вероятность их банкротства.
– Снижение поступлений в региональные бюджеты.
– Снижение конкурентоспособности российского экспорта и др. Поэтому введение обязательной маркировки для молочной отрасли считаем нецелесообразной, необоснованной и избыточной.
Ассоциация предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко» по итогам проведенного Внеочередного общего собрания членов Ассоциации 06.11.2019 г., в рамках которого обсуждался вопрос введения обязательной маркировке средствами идентификации для молочной продукции, направила обращение Главе администрации Краснодарского края Вениамину Кондратьеву с просьбой обратить внимание на складывающуюся ситуацию, поддержать позицию Ассоциации о нецелесообразности внедрения дублирующей системы прослеживаемости и направить в свою очередь обращение региона в адрес Правительства Российской Федерации с предложением провести анализ целесообразности внедрения системы маркировки для молочной продукции с учетом работы в системе «Меркурий».
Ассоциация надеется на поддержку региона в этом вопросе, а также, что отрасль будет услышана и опасения не подтвердятся.