Ассоциация «Кубаньмолоко» 15 марта 2018 года приняла участие в совещание «Пути развития молочного животноводства в Краснодарском крае» под председательством главы администрации (губернатора) Краснодарского края В.И. Кондратьева.
В ходе совещания генеральный директор Ассоциации выступил с докладом.
Краснодарский край за 2017 год произвел 1400 тыс. тонн молока, из которых 900 тыс. тонн поступило на переработку на предприятия Краснодарского края.
Остальное сырье (500 тыс. тонн) продавалось в соседние регионы. Сейчас очевидно, что сухое молоко, зашедшее в Россию по ценам на порядок ниже натурального молока, выдавило натуральное сырье назад в край.
Кубанская промышленность начала работу с возросшими объемами молока, но столкнулась с неготовностью логистики и продажи, которые рассчитаны на прежний уровень, вследствие чего пошло накопление складских запасов предприятий. В настоящий момент они уже превысили 1 миллиард 600 миллионов рублей и продолжают расти.
Кроме этого сроки хранения складских запасов молочных продуктов подходят к концу и в основном эта продукция произведена из молока сырья до падения его цены, что сказалось на её себестоимости.
Отрасль уже понимает, что несёт убытки, и если вопрос реализации не будет в скорейшие сроки решен, они будут колоссальными.
Торговля в свою очередь не принимает возросшие объемы молочной продукции, произведенные в крае, аргументируя отсутствием свободного места на торговых полках.
В связи с этим на прошедшем совещании в Министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края заместителем главы администрации (губернатора) Краснодарского края А.Н. Коробка 30.01.2018 года Ассоциации «Кубаньмолоко» дано поручение изучить ситуацию на рынке молочной продукции, в частности в торговых сетях.
Ассоциация провела мониторинг качества молочной продукции в восьми сетях: ООО «Ашан», АО «Тандер», ООО «ОКЕЙ», ООО «Метро», ООО «Фабрика мороженого «Славица», ЗАО «Торговый дом «Перекресток», ООО «Агроторг «Пятерочка», ООО «Лента».
Всего было закуплено и происследовано 62 образца молочной продукции, из них несоответствия выявлены в 43 (69%). Приведенные данные вовсе не означают присутствие на полках обозначенного объема фальсифицированной молочной продукции, так как целью проведенного мониторинга было именно нахождение фальсификата и в 69% наши подозрения подтвердились.
И если этот фальсификат удалось выявить нам, в основном обращая внимание на демпинговые цены на эти товары, то неужели торговая сеть, выкладывающая его на полку, не понимает, что это фальсификат?
В связи с этим, считаем необходимым, чтобы в случае выявления фальсифицированных товаров на торговых полках ответственность продавца должна была наравне с ответственностью производителя подобных товаров.
Госзакупки по 44-ФЗ – главное это контроль поставок.
Вопросов и проблем с работой 44-ФЗ нет, даже если техническое задание на закупку позволило недобросовестному поставщику выиграть конкурс по бросовым ценам за счет тщательного контроля за поставляемым продовольствием. Необходимо просто добиться от этой организации, что бы поставлен был именно заявленный продукт, а не его заменитель-сурогат. А в случае поставки некачественного товара или срыва поставки необходимо ужесточение ответственности, вплоть до уголовной.
Если бы рынок государственных и муниципальных закупок достался предприятиям Краснодарского края, это позволило бы использовать порядка 100 тысяч тонн молока сырья.
Доля присутствия Кубанской молочной продукции в сегменте HoReCa и санаторно-курортной сфере Краснодарского края минимальна, и зачастую натуральные продукты заменяются молокосодержащими, которые, как мы видим, на 95,8% сфальсифицированы.
По нашим оценкам, это ещё приблизительно 150 тысяч тонн сырья. Учитывая данные объемы, напряжение отрасли бы существенно ослабилось.
Присутствие на рынке молокосодержащих продуктов, среди которых 95,8% фальсификата, произведенного без присутствия молока, это очень тревожный показатель.
По законодательству в молокосодержащих продуктах молочного жира (молочной составляющей) должно быть не менее 50%, и при честном производстве данных продуктов – это ещё дополнительный расход молока, который в настоящее время не задействован.
Ассоциация меняет свою позицию в отношении молокосодержащих продуктов и ответственно заявляет, что эти продукты не должны сравниваться с молочными продуктами, а называя вещи своими именами – сейчас это сплошной фальсификат.
При этом должного контроля за качеством молокосодержащих продуктов нет, в том числе, потому что нет лабораторий, способных полноценно контролировать этот класс молочной продукции. ФГБУ «Краснодарская Межобластная Ветеринарная Лаборатория» единственная лаборатория, которая согласилась, в порядке эксперимента, провести исследования и расчетным путем установила процентное содержание молочной составляющей в молокосодержащих продуктах.
Считаем, что это негосударственная позиция, необходимо разработать научно-исследовательскую базу и ввести отдельный контроль за молокосодержащими продуктами.
Не всё однозначно с введением системы ГИС «Меркурий». Отрасль никогда не была против замены бумажных документов на электронные, надо идти в ногу со временем. Но ветеринарной сертификации никогда и нигде не подвергались готовые молочные продукты. И сейчас, когда стоит эта задача, мы видим, что уже на стадии внедрения переработчики несут многомиллионные затраты, и далее на обслуживание системы требуются огромные расходы.
И ясно, что себестоимость российской продукции будет расти, притом, что у всех остальных членов Таможенного Союза нет этих требований при обращении на своей территории, соответственно они будут нести эти издержки только при направлении продукции на территорию России, и они будут существенно ниже наших.
Теряя конкурентные преимущества, производители должны понимать за счет чего они будут восстановлены: государственные ограничения, пошлины на ввоз и др.
Также оказалось, что введение ЭВС не решает вопросы ветеринарной безопасности поступающего на предприятие сырья. Отрасль даже не сможет сэкономить на тех исследованиях, например наличия антибиотиков, которые напрямую относятся к ветеринарным показателям безопасности.
Получается, что для отрасли ничего по факту не меняется, вся ответственность, в том числе ветеринарная, остается у производителя, только это будет по-другому называться и дороже стоить.
Фальсификат – это обоюдоострый инструмент, и говоря о его наличии и не сообщая потребителю о том как ситуация исправлена, мы направляем подозрение на молочную продукцию и отрасль в целом, что ведет к спаду потребления и соответственно спроса.
Поэтому молочную продукцию необходимо на государственном уровне и с государственной поддержкой реабилитировать и стимулировать спрос, возвращая потребителя в магазины.