Нами получен ответ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) (Письмо прилагаем) по итогам направленной Резолюции по поручению участников Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы Российской молочной отрасли в новой экономической реальности» с 08 по 10 сентября в г. Сочи, из письма следует:
Одним из приоритетных направлений деятельности Управления является постоянный мониторинг качества и безопасности пищевой продукции. Было отмечено, что в целом анализ статистических данных лабораторных исследований пищевой продукции за 5 лет показывает, что доля проб молока и молочной продукции, не соответствующей установленным гигиеническим нормативам, снижается.
В Российской Федерации создан и продолжает формироваться подход в обеспечении прослеживаемости товаров, предусматривающий интеграцию различных информационных систем и позволяющий системно и комплексно обеспечить реализацию задач прозрачности рынка и отслеживания движения товаров, их идентификации и прослеживаемости.
Так, с 2021 года молоко и молочная продукция подлежит обязательной маркировке средствами идентификации, правила данного требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 №2099.
Относительно необходимости придания «статуса обязательных» Рациональным нормам потребления пищевых продуктов, утвержденным Минздравом России, при реализации Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в части обеспечения детей горячим питанием, ведомство сообщает:
«…В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон 52-ФЗ) Роспотребнадзор разрабатывает санитарные правила, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, направленные на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.
В рамках указанных полномочий Роспотребнадзором разработано и утверждено постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 №32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее – СанПиН 2.3/2.4.3590-20), зарегистрировано Минюстом России 11.11.2020, регистрационный номер 60833.
Требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 установлены среднесуточные наборы пищевой продукции для организации питания детей с учетом их возраста, энергетическая ценность и химический состав которых соответствуют физиологическим потребностям и энергозатратам в соответствии с которыми составляются меню.
Согласно статьям 10,11 Федерального закона 52-ФЗ требования санитарных правил являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, в 2020 году Роспотребнадзором разработаны и утверждены методические рекомендации МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций.
Учитывая изложенное, считаем нецелесообразным и противоречащим действующему законодательству придание рациональным нормам потребления пищевых продуктов, утвержденным Минздравом России, статуса обязательных».
Также в письме Управления, по вопросу о необходимости проведения фундаментальных исследований по изменению количества антибиотиков в процессе переработки молока на различные виды молочной продукции приведены следующие разъяснения:
«…Согласно международно признанным принципам нормирования чужеродных веществ в пище, максимально допустимые уровни устанавливаются исходя из допустимого суточного потребления, которое обусловливается потреблением нормируемого антибиотика со всеми возможными источниками, то есть с любыми пищевыми продуктами (переработанными и непереработанными), в которых остатки антибиотиков могут быть следствием их применения у продуктивных животных, а также при попадании из объектов окружающей среды. Поэтому величины максимально допустимых уровней остатков антибиотиков для переработанной пищевой продукции устанавливаются на тех же уровнях, как и для непереработанной пищевой продукции.
Одновременно сообщаем, что максимально допустимые уровни в отношении подлежащих обязательному контролю 5 антибиотиков (хлорамфеникол (левомицетин), тетрациклиновая группа, бацитрацин, стрептомицин, пенициллины), действующие на протяжении более 10 лет в государствах-членах Евразийского экономического союза, установлены на одном уровне как для сырья, так и для переработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе молочной продукции.
Исключение составляют показатели безопасности (кроме микробиологических) обезвоженной пищевой продукции, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 7 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) рассчитываются в пересчете на исходное продовольственное (пищевое) сырье с учетом содержания сухих веществ в нем и в обезвоженной пищевой продукции, если иное не установлено Приложениями 1,2,3,4 и 6 ТР ТС 021/2011 и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции».
Также ведомство отметило относительно применения лабораториями, подведомственными контрольно-надзорным органам, неаттестованных методов исследования. Испытательными лабораторными центрами Роспотребнадзора в рамках осуществления государственного контроля используются методики, включенные в перечень стандартов к техническим регламентам Евразийского экономического союза, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений.
Уже неоднократно Резолюцией Всероссийской научно-практической конференции, поднят вопрос об исключении дублирующих функций Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Данным письмом Управление разъясняет, что работа Управления осуществляется по поручению Правительства Российской Федерации и в настоящее время Роспотребнадзором ведется работа в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации о дополнительной проработке вопроса о разграничении полномочий в части осуществления контроля (надзора) за пищевой продукцией.
Следите за обновлением нашей новостной ленты, будем информировать Вас о дальнейшем изменении и рассмотрении государственными ведомствами актуальных вопросов молочной отрасли, изложенных в Резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы российской молочной отрасли в новой экономической реальности».