Резолюция Всероссийского молочного форума регионов «Интересы и значение молочного бизнеса в России» утверждена

Дата публикации: 30.10.2023 г.

ФОРУМ 2023

По итогам Всероссийского молочного форума регионов «Интересы и значение молочного бизнеса в России» 26-28 сентября 2023 года в городе-курорте Сочи, Национальным союзом производителей молока и Южным молочным союзом, совместно, был проведен подробный анализ всех обсуждаемых вопросов и принято решение утвердить Резолюцию Форума регионов.

Приводим утвержденную редакцию Резолюции Всероссийского молочного форума регионов «Интересы и значение молочного бизнеса в России»:

Резолюция

Всероссийского молочного форума регионов

«ИНТЕРЕСЫ И ЗНАЧЕНИЕ МОЛОЧНОГО БИЗНЕСА РОССИИ»

г. Сочи, 26-28 сентября 2023 года

Всероссийский молочный форум регионов «Интересы и значение молочного бизнеса России» является продолжением мероприятий, проводимых Южным молочным союзом совместно с Национальным союзом производителей молока (СОЮЗМОЛОКО), определяющих основные цели молочной отрасли России на ближайшие годы и пути их достижения.

Общее среднедушевое потребление молока жителями страны по-прежнему остаётся на уровне, ниже физиологически рекомендованного Минздравом РФ в приказе № 821 от 30.12.2022 года (241 кг на душу населения в год при норме 322 кг или 74%).

Участниками Форума регионов отмечается, что 2023 год требует от отрасли максимальной консолидации ввиду возникновения ряда быстро меняющихся вызовов, что в свою очередь существенно повышает риски ведения бизнеса.

Так, в начале года отрасль столкнулась с резким снижением цен на сырое молоко в результате одновременного воздействия ряда факторов: снижения реально располагаемых доходов населения и, соответственно, потребления в первой его половине, формированию значительных складских запасов нереализованной готовой молочной продукции, и стремительного (на 7%) роста при этом объёмов производства товарного молока.

По итогам 8 месяцев динамика изменилась, потребление в традиционной и современной молочной категориях, а также в сырах и творогах постепенно увеличивается. Этому способствовало два ключевых фактора: рост располагаемых доходов населения: за полгода он составил порядка 5%. И снижение цен на полке.

Однако за последние несколько недель произошёл целый ряд событий, которые значительно будут влиять на ситуацию молочной отрасли в дальнейшем, а именно: увеличение ключевой ставки снижает доступность льготных инвестиционных и краткосрочных кредитов, и девальвация рубля, что, учитывая валютную составляющую, сильно отражается на себестоимости всех этапов производства.

Серьёзный рост себестоимости и в производстве, и в переработке молока ожидается также из-за повышения цен на дизельное топливо, корма, электроэнергию, из-за роста зарплат. Соответственно, вопрос относительно того, какой будет доходность в молочной индустрии, приобретает основополагающее значение.

В перспективе долгосрочных трендов определены пять ключевых.

Первый важнейший тренд – переход от модели импортозамещения к экспортоориентированной парадигме развития молочной отрасли, и динамика здесь очевидно позитивная. Поскольку возможности импортозамещения уже практически исчерпаны, за первые полгода 2023 года объём экспорта биржевых товаров, прежде всего сухого обезжиренного молока, вырос в 1,5 раза по сравнению с объёмом экспорта за весь 2022 год, а сыворотки – за полгода уже превысил показатель всего прошлого года. Однако, за рубежом предложения обыкновенного молока и простых продуктов питания, которые сегодня имеет российский рынок, не востребованы. Мировой рынок требует более технологичных продуктов (с разделением на компоненты, которые есть в молоке, используемые во всех пищевых производствах, комбикормовой промышленности и фармацевтике). Для дальнейшего развития молочной отрасли необходимо улучшить взаимодействие молочных предприятий и науки, чтобы российские компании чаще использовали отечественные разработки, а не только пользовались зарубежными технологиями. Отмечается нехватка отечественных предложений оборудования для молочной промышленности (в том числе, перерабатывающей) должного качества в достаточном для отрасли количестве и по приемлемой цене.

Второй важнейший тренд – укрупнение и консолидация отрасли. Эффективность современных крупных ферм существенно выше, чем средних и небольших. Доходность ферм с поголовьем 200-400 голов в среднем по стране составляет порядка 7%. Это на уровне объёмов субсидий, которые фермы получают из федерального бюджета. Если говорить о фермах с поголовьем от 1200 голов, то доходность на них составляет минимум 20-25%. Похожая ситуация в переработке: развивается крупнотоннажное производство и биржевых, и традиционных потребительских продуктов.

Третья тенденция, которая сохранится в России, – это постепенное замещение товарного производства молока, которое производится в личных подсобных хозяйствах. Она наблюдается последние 10 лет. Скорее всего, в ближайшие годы также сохранится.

Ещё один важный тренд, с которым столкнётся бизнес в ближайшие годы, – это усиление конкуренции за государственную поддержку из-за ситуации с бюджетом.

И пятый ключевой тренд, который должен быть в приоритете для бизнеса и в части производства, и в части переработки – эффективность.

Поскольку модель развития отрасли меняется на экспортоориентированную, поднимались важные вопросы, связанные с техническим регулированием. На повестку встает гармонизация стандартов и технических регламентов с международной практикой, чтобы не создавать лишних барьеров при экспорте российской продукции.

Помимо этого, существует огромное количество специфических задач, которые связаны с профильными техническими регламентами, стандартами оценки качества продукции и многим другим.

Обеспеченность России детским питанием только около 10% – это собственная продукция, остальное завозится из-за рубежа ввиду отсутствия предприятий по выработке ингредиентов для заменителей грудного молока. Это высокотехнологичное направление, связанное с продовольственной безопасностью страны и требующее серьёзных инвестиций, знаний и долгой окупаемости.

Основными вызовами, стоящими перед отечественной молочной отраслью, это недооценка рисков, связанных с процессом введения и настройки ряда новаций в системах «Меркурий» и «Честный знак», а также расширенная ответственность производителей упакованной продукции.

Участниками Форума регионов от лица молокоперерабатывающей отрасли выражена надежда на соблюдение Правительством РФ обязательств по возмещению затрат, которые производители понесли при внедрении системы «Честный знак», как в части сроков, так и в части объёмов финансирования.

Очевидным резервом для увеличения объемов переработки и сбыта молока внутри страны является рынок государственных и муниципальных закупок, который, наряду с предприятиями общепита и выносной торговли, до сегодняшнего дня остаётся основным источником рисков распространения фальсифицированной молочной продукции. По мнению участников Форума регионов это является следствием игнорирования как интересов производителей молочной продукции, не получающих справедливых ценовых предложений при проведении конкурсных процедур, так и её непосредственных потребителей, лишенных законного права на предъявление требований к качеству предлагаемой им продукции вследствие отсутствия простого законного механизма.

В вопросах пресечения распространения фальсифицированной молочной продукции, основными каналами сбыта которой по-прежнему являются система закупок для учреждений бюджетной и социальной сферы, а также предприятия общественного питания и выносной торговли, принципиальных изменений не произошло. Можно сказать о недостаточном использовании существующих законных механизмов контроля, например части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающих контроль в сфере закупок структурами администрации субъектов и муниципалитетов при соответствующем планировании выделения средств на эти мероприятия.  Необходимо внесение изменений в законодательство о государственных и муниципальных закупках в части интеграции систем «ЕИС Закупки» и системы «Меркурий» для контроля качества поставок молочной продукции, поступающей в социальные учреждения.

Также значительную роль в данном негативном для отрасли явлении приняли на себя магазины сети дискаунтеров, позиционирующие себя как магазины для малообеспеченных слоёв населения. Это негативно сказывается как на имидже молочной продукции в целом, так и на легально производимой молокосодержащей продукции с заменителями молочного жира в частности. Введение систем прослеживаемости, призванных решить данный вопрос, достаточного эффекта не достигло. При этом расходы молокоперерабатывающих предприятий на нанесение кодов маркировки значительны, и сопоставимы с рентабельностью самих производств.

Назрел и требует решения вопрос применения ответственности различного рода лабораторий и испытательных центров, аккредитованных для исследования молочной продукции либо проводящих исследования без должной аккредитации, особенно в интересах контрольно-надзорных служб. Соответствующими полномочиями в Российской Федерации наделена Федеральная служба по аккредитации – Росаккредитакция (приложение N 11 к Договору о Евразийском экономическом союзе: Протокол о признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия). Однако до настоящего времени её полномочия в должной мере не используются.

Фактором, сдерживающим развитие логистических путей доставки молока-сырья и модернизацию средств его доставки является наличие в Техническом регламенте ТР ТС 033/2013 требования, ограничивающего время начала его промышленной переработки (включая время перевозки) не более 36 часов, которое также применено в системе «Меркурий». При этом очевидно, что применение современных технологий доения и перевозки уже сейчас позволяет сохранить само молоко и основные контролируемые показатели его качества более долгий период.

Сфера предпринимательской деятельности по перевозке молока-сырья также требует регулирования и контроля, так как не урегулированы вопросы подтверждения качества предлагаемого ими молока-сырья, его натуральность, проведение «стойловой пробы», учёт дезобработок используемого транспорта, профессиональная и товароведческая компетенция задействованных в данной сфере предпринимателей.

Кадровые проблемы, имевшиеся в отрасли и ранее, с прошлого года усугубляются – часть специалистов были мобилизованы, а набрать и обучить новых достаточно долго и сложно. В условиях постоянного отсутствия и острой нехватки свободных денежных ресурсов, для большинства предприятий отрасли это становится непосильной задачей. Необходимо государственное участие в решении вопроса подготовки кадров и их закрепления за производствами, в том числе мобилизационного бронирования.

Принят закон по реформированию РОП от 04.08.2023 № 451-ФЗ. С 1 января 2024 года он вступит в силу, и ответственность в рамках РОП ляжет на производителей упаковки. Однако введение 100% норматива утилизации для упаковки перенесено на 2027 год, до этого он будет поэтапно повышаться. Производители молочной продукции не будут признаваться производителями упаковки, за исключением импорта. Кроме того, как и в действующем законодательстве, вторсырье будет учитываться как «скидка» при исполнении ответственности. Сейчас проходит согласование проект методики расчета ставки экосбора. Согласно редакции документа, потенциально базовая ставка может вырасти в несколько раз. Союзмолоко уже представил свои замечания и обсуждает акт с ФОИВами на всех площадках. Также существует риск запрета отдельных видов «неэкологичной» упаковки. Согласно Федеральному проекту «Экономика замкнутого цикла» к 2024 году планируется запретить до 5 видов упаковки, а к 2030-му – ещё до 20 видов.

Принят 296-ФЗ от 02.07.2021, регулирующий выбросы парниковых газов. По закону самые крупные предприятия должны отчитываться об объемах выбросов, однако молочная отрасль пока не вошла в первый этап регулирования. Пока начали мониторить заводы с объемом выбросов более 150 тыс. т. СО2-экв. В 2025 году ожидается второй этап регулирования с понижением порога до 50 тыс. т. СО2-экв. Новая редакция критериев по отраслям пока не утверждена. Однако уже на данном этапе есть возможность участия в климатических проектах. Это любая зарегистрированная деятельность, которая приводит к сокращению выбросов парниковых газов или увеличению их поглощения. Результаты проекта выражаются в виде так называемых углеродных единиц (УЕ), которыми можно торговать.

На данный момент эти проекты добровольны, их может осуществлять любое хозяйство. Тем не менее, на сегодня климатические проекты в сельском хозяйстве не распространены. Это происходит из-за отсутствия спроса на углеродные единицы, непредсказуемости цен на УЕ, отсутствия методологий для животноводства и переработки молока, отсутствия интеграции с зарубежными рынками, и недостаточной осведомленности в этой теме компаний АПК.

Существует ряд рисков в случае введения обязательной отчетности для молочников. В первую очередь, это отсутствие методологии для ее подготовки, в целом затратный процесс учета выбросов, необходимость верификации отчетов, потенциальное ужесточение с простой отчетности до квотирования выбросов. Такой эксперимент уже есть на Сахалине.

Общеотраслевые вопросы: НДТ, КЭР, категории НВОС. Подавляющее большинство молочных заводов относится ко II категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Исключения составляют только те предприятия, у которых нет системы очистки сточных вод. В данный момент приняты изменения, позволяющие менять уже полученную категорию в случае изменения критериев. Комплексное экологическое разрешение (КЭР) согласно 7-ФЗ обязаны получать только объекты I категории, для объектов II категории это требование носит рекомендательный характер.

С участием Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО) разрабатывается актуализированная версия справочника ИТС НДТ 45-2023 «Производство напитков, молока и молочных продуктов».

Участники Форума регионов отмечают недостаточность социальной рекламы о важности потребления молочных продуктов для сохранения здоровья населения.

Необходимо, опираясь на объективные научные данные, на государственном уровне организовать программу по формированию позитивного отношения к отечественной молочной продукции как необходимого элемента здорового образа жизни. Такая социальная реклама должна системно доводиться до потребителей через все государственные средства массовой информации.

Положительно участниками Форума регионов оценивается деятельность Союзмолоко по сохранению и расширению мер государственной поддержки молочной отрасли, по сдерживанию и устранению избыточных административных барьеров, в том числе обеспечению переходных периодов для введения обязательной маркировки средствами идентификации и отмене поштучной прослеживаемости в отношении продукции с короткими сроками годности, по снижению категории негативного воздействия для молокоперерабатывающих предприятий, по снятию барьеров для использования навоза в хозяйственном обороте сельскохозяйственных предприятий.

Однако, по ряду пунктов предыдущих Резолюций ожидаемых изменений не произошло, поэтому участниками Форума регионов указано на необходимость повторно поднять данные вопросы для их дальнейшей доработки.

По итогам трехдневных дискуссий участники Форума регионов пришли к выводу, что нужен более тесный диалог между всеми участниками рынка, в том числе наукой и надзорными органами. Только в такой синергии можно достичь успеха в бизнесе, избежать недопониманий и финансовых потерь.

Организаторам Всероссийского молочного форума регионов рекомендовано рассмотреть вопрос о созыве мероприятия подобного формата на следующий год, сделав его традиционным, и довести принятую позицию до всех участников молочного рынка путем размещения в отраслевой печати и на сайте организаций.

Резолюцию направить в Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Евразийскую экономическую комиссию, Министерство здравоохранения РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Министерство науки и высшего образования РФ, отраслевым союзам и информационным партнерам Форума регионов.

В работе Всероссийского молочного форума регионов приняли участие 91 человек, в их числе руководители предприятий молочного сектора, представители власти, науки и контролирующих органов.

По поручению Всероссийского молочного форума регионов подписано:

 

Генеральный директор

Национального союза

производителей молока

(СОЮЗМОЛОКО)                                                                                    А.С. Белов

 

Генеральный директор

Южного молочного союза                                                                     К.В. Синецкий

 

Следите за нашими новостями!