Резолюция конференции 2021

Дата публикации: 06.12.2021 г.

Нам хотелось бы вернуться к тексту принятой Резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы Российской молочной отрасли в новой экономической реальности», которая прошла в г. Сочи 08-10 сентября 2021 года. Многие вопросы, в частности касающиеся качества молока-сырья направляемого на переработку будут обсуждаться на очередном предстоящем V Научно-практическом семинаре на  тему «Современные требования к молоку сырью и его сопровождению в системе Меркурий» 01-02 февраля 2021 года для представителей молочной отрасли Юга России на базе КубГТУ, ул. Московская, д.2, корпус Г, ауд. Г-101. Участие для производителей и переработчиков молока Бесплатное.

 

Для того чтобы все вспомнили ключевые вопросы, отраженные в резолюции, и дискуссия семинара прошла продуктивно, публикуем полный текст Резолюции:

 

«Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы российской молочной отрасли в новой экономической реальности» является продолжением мероприятий, проводимых Южным молочным союзом совместно с Союзмолоко, определяющих основные цели молочной отрасли России на ближайшие годы и пути их достижения.

Участниками конференции отмечается существенное снижение инвестиционной привлекательности отрасли ввиду значительного роста финансовой нагрузки, являющейся следствием введения ряда государственных инициатив, на фоне снижения уровня покупательской способности населения и роста себестоимости всех составляющих производимых отраслью молочных продуктов. Следствием этого является значительное снижение доходности молокоперерабатывающих предприятий, что вносит существенные изменения в принятые ранее планы их развития.

Финансовые резервы, накопление которых было возможно ввиду положительного эффекта от проведенной кампании импортозамещения продовольствия после применения ответных российских санкций, отраслью практически исчерпаны.

На протяжении последних лет в России наблюдается снижение объемов потребления молочной продукции. В 2020 году уровень потребления по всем категориям молочной продукции при пересчете на молоко продолжил снижаться и составил около 240 кг, что значительно ниже физиологической нормы. Важной причиной снижения является продолжающаяся информационная атака на молоко и молочные продукты со стороны различных сомнительных экспертов, делающих «громкие» дискредитирующие заявления о своих сомнениях в качестве продукции и «долях и способах фальсификации», тиражируемые в СМИ. Такой информационный контекст формирует негативное восприятие отечественной молочной продукции как у потребителей на внутреннем рынке, так и на экспортных рынках, которые ориентируются на мнение о молочной продукции внутри страны. Необходимо, опираясь на объективные научные данные, на государственном уровне организовать программу по формированию позитивного отношения к отечественной молочной продукции как необходимого элемента здорового образа жизни. Такая социальная реклама должна системно доводиться до потребителей через все государственные средства массовой информации.

Очевидным резервом для увеличения объемов переработки и сбыта молока является рынок государственных и муниципальных закупок, который до сегодняшнего дня остаётся основным источником рисков распространения фальсифицированной молочной продукции. По мнению участников конференции это является следствием игнорирования как интересов производителей молочной продукции, не получающих справедливых ценовых предложений при проведении конкурсных процедур, так и её непосредственных потребителей, лишенных законного права на предъявление требований к качеству предлагаемой им продукции вследствие отсутствия простого законного механизма. Кроме того, на примере Краснодарского края, можно сказать о недостаточном использовании существующих законных механизмов контроля, например части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающих контроль в сфере закупок структурами администрации субъектов и муниципалитетов.

Кроме того, при проведении государственных закупок для дошкольных и школьных учреждений зачастую не учитываются требования специализированных стандартов по молочной продукции, разработанной для этой категории потребителей с учетом физиологических особенностей детского организма.

Осознавая, что молочная продукция для большинства потребителей является социально значимой, отрасль вынуждена основную финансовую нагрузку нести самостоятельно, так как пропорциональное повышение цены реализации производимой отраслью молочной продукции сделает её недоступной для социально незащищённых слоев населения. При этом широко анонсированная в начале года государственная поддержка молокоперерабатывающих предприятий, направленная на компенсацию затрат на введение цифровой маркировки, до настоящего времени молокоперерабатывающим предприятиям недоступна.

Обращения отраслевых некоммерческих объединений, равно как и глав ряда регионов Российской Федерации, адресованные Председателю правительства Российской Федерации, и направленные на аргументацию высокой затратности введения цифровой маркировки готовой молочной продукции, были оставлены без должного внимания. Решение обозначенных в данных обращениях проблем практически целиком переложено на плечи самой отрасли.

При этом, участниками конференции с удовлетворением и надеждой воспринята прошедшая в прессе информация о решении правительства РФ об отложении на два-три года введения новых экологических требований для предприятий пищевой промышленности.

Положительно участниками конференции оценивается деятельность Союзмолоко по сохранению и расширению мер государственной поддержки молочной отрасли,  по сдерживанию и устранению избыточных административных барьеров, в том числе обеспечению переходных периодов для введения обязательной маркировки средствами идентификации и отмене поштучной прослеживаемости в отношении продукции с короткими сроками годности, по снижению категории негативного воздействия для молокоперерабатывающих предприятий, по снятию барьеров для использования навоза в хозяйственном обороте сельскохозяйственных предприятий.

Однако, по ряду пунктов предыдущих Резолюций ожидаемых изменений не произошло, поэтому участниками указано на необходимость повторно поднять данные вопросы для их дальнейшей доработки.

Не решен вопрос введения ответственности для должностных лиц за дискредитирующие отрасль заявления и за достоверность публикуемых результатов исследований продукции. По-прежнему не исключено дублирование и превышение полномочий контрольно-надзорных органов при осуществлении контроля за оборотом готовой молочной продукции. Не пресечена практика проведения исследований контрольно-надзорными ведомствами по ненормируемым показателям с использованием неаттестованных методик, со значительной задержкой доведения их результатов до проверяемого субъекта. При этом даже в случае очевидных разногласий с иными результатами исследований по тем же показателям, ведомство опирается на результаты только собственных лабораторий, не принимая во внимание юридически равносильные заключения друг друга и сторонних аккредитованных лабораторий.

Ситуацию осложняет отсутствие нормативно установленной возможности использования тестов с последующим признанием их результатов, отсутствие критериев и перечня организаций, которые могли бы оценивать и признавать соответствие тестов требованиям международных и национальных стандартов. При этом наличие в национальных стандартах наименований отдельных торговых марок тестов очевидно нарушает антимонопольное законодательство и права потребителей, а вся ситуация в целом создает правовую неопределенность и не позволяет предприятиям, использующим экспресс-методы, получить необходимую им доказательную базу для защиты полученных результатов собственного производственного контроля.

Акценты поднимаемых вопросов по обеспечению потребителя безопасной продукцией, в т.ч. не содержащей остатков лекарственных препаратов, часто смещены в сторону производителя молочной продукции, хотя они, в первую очередь, зависят от правильного функционирования ветеринарных служб. Поэтому важно как утвердить список разрешенных ветеринарных препаратов и четкий порядок их применения, так и повысить ответственность ветеринарных специалистов за предоставление недостоверной информации в рамках ветеринарной экспертизы. Необходимо добиться, чтобы оформленный представителем государственной ветеринарной службы ветеринарный сертификат на поступающее с фермы сырое молоко был надёжным и достоверным подтверждением в первую очередь его ветеринарной безопасности, в том числе исключающим содержание в нем различных фармацевтических субстанций.

Участниками конференции отмечена необходимость активизации работы секретариата ТК-470 в части формирования повестки по обеспечению разработки и принятия необходимых для регулирования отрасли нормативных документов, а также необходимость согласования принимаемых секретариатом решений с членами Комитета. В результате значительное количество регулирующих молочную отрасль нормативных документов разрабатывается и принимается параллельными структурами, зачастую без должного учета интересов и мнения отрасли, а последующее их изменение труднодостижимо, так как требует непропорциональных усилий. При этом недостаточно используется механизм государственного задания для осуществления научных исследований профильными научными учреждениями, на результаты которых отрасль и могла бы опираться при разработке регулирующих норм.

До настоящего времени открытым остается вопрос существенной импортозависимости российской молочной отрасли от поставок биологических субстанций: молокосвертывающих ферментов, заквасок и плесеней для производства молочной продукции. При этом в научных докладах и дискуссиях отмечено отсутствие надлежащего контроля за их качеством и нормативных документов, регулирующих данный вопрос.

По итогам обсуждения участниками мероприятия актуальных вопросов молочной отрасли, внесенных в программу Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы российской молочной отрасли в новой экономической реальности» принято решение довести данную Резолюцию до сведения всех заинтересованных лиц и направить обращения:

 

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации:

 

  1. О выделении финансирования для разработки государственной стратегии формирования позитивного отношения к отечественной молочной продукции как необходимого элемента здорового образа жизни.
  2. О необходимости придания статуса обязательных рациональным нормам потребления пищевых продуктов, утвержденных Минздравом России, при реализации Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” в части обеспечения детей горячим питанием.

 

В Правительство Российской Федерации:

 

  1. О необходимости увеличения объемов государственной поддержки отраслей производства и переработки молока в связи с существенным ростом себестоимости в 2020-2021 гг.
  2. О необходимости введения меры государственной поддержки производителей молочной продукции в виде компенсации части прямых затрат, понесенных на внедрения обязательной маркировки молочной продукции средствами идентификации.
  3. О целесообразности обеспечения комплексной поддержки реализации инвестиционных проектов, направленных на производство сухих молочных продуктов, с одновременным предоставлением льготных кредитных средств и возмещением части прямых понесенных затрат.
  4. О создании механизмов стимулирования инвестиций в развитие отрасли биофабрик, для обеспечения производства отечественных биологических препаратов (заквасок, бактериальных препаратов, молокосвертывающих ферментов), для обеспечения продовольственной безопасности страны и снижения импортозависимости молочной отрасли по данному направлению.
  5. О необходимости проведения фундаментальных исследований по изменению количества антибиотиков в процессе переработки молока на различные виды молочной продукции
  6. О необходимости прекращения практики применения лабораториями, подведомственными контрольно-надзорным органам неаттестованных методов исследования.
  7. Об исключении дублирующих функций Роспотребнадзора и Россельхознадзора.
  8. О разъяснении территориальным органам, на которых Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ возложены полномочия по осуществлению государственного контроля в сфере государственных и муниципальных закупок о необходимости установления порядка проведения обязательных лабораторных испытаний закупаемой продукции для обеспечения противодействия обороту фальсифицированной продукции, а также о необходимости усиления ответственности за нарушение установленных требований, как производителей, так и представителей торгующих организаций, а также государственных и муниципальных заказчиков за её приобретение, и обеспечении контроля за соблюдением таких требований;
  9. О включении Союзмолоко в члены Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер по разработке новых перечней продукции и других рабочих групп ЕЭК, решения которых затрагивают интересы молочного бизнеса.
  10. О необходимости проработки вопроса преодоления импортозависимости молочной отрасли РФ по биологическим препаратам (заквасок, бактериальных препаратов, молокосвертывающих ферментов).
  11. О включении НКО, профессионально представляющих молочное сообщество, в комиссии по принятию государственного задания отраслевых НИИ;
  12. В рамках реализации положений постановления Правительства РФ от 22 ноября 2000 года N 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения» разработать механизм сбора достоверной и объективной информации о качестве и безопасности пищевой продукции и сформировать соответствующие информационные фонды, в том числе общую базу данных результатов исследований всех аккредитованных в данной сфере лабораторий и результатов их исследований. Установить обязательство по внесению в базу данных результатов всех проведенных аккредитованными лабораториями исследований с установлением срока внесения данных;
  13. О поддержке предложений отраслевых объединений по вопросам совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров за утилизацию товаров и упаковки, в том числе в части поэтапного подхода к роста нормативов утилизации и отказа от применения двойного норматива; в части учета доходов от реализации вторичного сырья при расчете ставок экологического сбора и отказа от применения повышающих коэффициентов к ставке экологического сбора, в части обеспечения возможности применения понижающего коэффициента к нормативу утилизации в случае использования вторичного сырья при производстве товаров.
  14. О необходимости разработки регулярных аналитических отчетов о состоянии молочного рынка России на основании данных системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также предоставления широкого доступа к таким отчетам.

 

Организаторам и участникам Всероссийской научно-практической конференции довести принятую позицию до всех участников молочного рынка путем размещения в отраслевой печати и на сайте организаций. Резолюцию направить в Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Евразийскую экономическую комиссию, Министерство здравоохранения РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Министерство науки и высшего образования РФ, отраслевым союзам и информационным партнерам конференции.

Резолюция принята 134 участниками Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы Российской молочной отрасли в новой экономической реальности».