По итогам II Всероссийского молочного форума регионов «Интересы и значение молочного бизнеса в России» 17-19 сентября 2024 года на Федеральной территории «СИРИУС», Южным молочным союзом и Национальным союзом производителей молока (СОЮЗМОЛОКО), совместно, был проведен подробный анализ всех обсуждаемых вопросов и принято решение утвердить Резолюцию II Форума регионов.
Приводим утвержденную редакцию Резолюции II Всероссийского молочного форума регионов «Интересы и значение молочного бизнеса в России»:
Резолюция
II Всероссийского молочного форума регионов
«ИНТЕРЕСЫ И ЗНАЧЕНИЕ МОЛОЧНОГО БИЗНЕСА РОССИИ»
г. Сочи 17-19 сентября 2024 года
Подводя итоги прошедшего II Всероссийского молочного форума регионов «Интересы и значение молочного бизнеса России», проведенного Южным молочным союзом совместно с Национальным союзом производителей молока «Союзмолоко», большим количеством участников выражены удовлетворённость плодотворной работой II Форума регионов и напутствие о необходимости его проведении в следующем году.
Участниками II Форума регионов отмечено, что наряду с ростом производства молока-сырья, в течении 2023-2024 гг. наблюдается и рост потребления молочной продукции. Причём потребление растёт опережающими темпами, что, в свою очередь, стимулирует поддержание цен на молоко-сырьё на историческом максимуме.
В краткосрочной перспективе, данная ситуация положительно влияет на развитие молочного животноводства, поскольку улучшает экономические показатели доходности ведения данного вида бизнеса и его привлекательность для инвестиций. В долгосрочной, учитывая сдерживание цен на готовую продукцию «на торговой полке» и резкое снижение доходности молокоперерабатывающей отрасли, создаются предпосылки для повторения кризисных явлений, связанных с невостребованностью молочной продукции при вынужденной корректировке отпускных цен, либо остановки молокоперерабатывающих производств ввиду их убыточности.
В этой связи участниками II Форума регионов отмечена необходимость учесть вышеуказанные риски при планировании производственной деятельности и мер государственного регулирования, поскольку, как показывает практика, наиболее болезненно на кризис цен на молоко-сырьё реагируют хозяйства и предприятия малых и средних форм хозяйствования, вплоть до их разорения и банкротств.
Имеется неравномерность в ценовых предложениях молока-сырья в различных регионах, что говорит о недостаточности компенсаторных механизмов перераспределения молока-сырья между дефицитными и профицитными территориями. Фактором, сдерживающим развитие логистических путей доставки молока-сырья и модернизацию средств его доставки является наличие в Техническом регламенте ТР ТС 033/2013 требования, ограничивающего время начала его промышленной переработки (включая время перевозки) не более 36 часов, которое также применено в системе «Меркурий». При этом применение современных технологий доения и перевозки уже сейчас позволяет сохранить само молоко и основные контролируемые показатели его качества более долгий период. Увеличение или отмена данного ограничения способствовало бы уравниванию ценовых предложений и улучшению условий хозяйствования субъектов молочной отрасли, а также дополнительно стимулировало бы внедрение технологий повышения сохранности молока-сырья при его транспортировке и его качественных показателей при производстве.
В 2024 году продолжается реализация федерального проекта «Экспорт продукции АПК» с сохранением действующих мер государственной поддержки. В целях исполнения задачи, установленной подпунктом «р» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» ставится задача на текущий год по продлению федерального проекта «Экспорт продукции АПК» на период 2025 – 2030 годов. В 2024 году будет поддерживаться и развиваться сеть представителей Минсельхоза России за рубежом. Запланировано проведение 5 деловых миссий.
Оценивая изменения в вопросах, отмеченных в Резолюции предыдущего I Форума регионов 2023 года, по-прежнему сохраняется импортозависимость России по обеспеченности детским питанием ввиду недостаточности мощностей по производству ингредиентов для заменителей грудного молока, а таже ферментными молокосвёртывающими препаратами и заквасками. Это высокотехнологичные направления, связанные с продовольственной безопасностью страны и требующие значительных инвестиций, практических знаний и долгой окупаемости.
Не произошло никаких коренных изменений и в ранее поднятом вопросе пресечения возможностей сбыта фальсифицированной молочной продукции через государственные и муниципальные закупки, а также в качестве заменителей натуральных молочных продуктов, заявленных при продаже кондитерских и кулинарных изделий предприятиями общепита и выносной торговли. Данные рынки являются очевидным и значительным резервом для увеличения объемов переработки и сбыта молока внутри страны. Необходимо ускорить распространение механизмов контроля на эти каналы сбыта молочной продукции.
По мнению большинства участников II Форума регионов это является следствием игнорирования как интересов производителей молочной продукции, не получающих справедливых ценовых предложений при проведении конкурсных процедур, так и её непосредственных потребителей, лишенных законного права на предъявление требований к качеству предлагаемой им продукции вследствие отсутствия простого законного механизма.
Переработчики молока поддерживают поэтапное введение механизма контроля балансов жира и белка в молоке-сырье и молочной продукции, который осуществляется Россельхознадзором в рамках государственной информационной системы в области ветеринарии. Отрасль ожидает, что полноценное включение механизмов контроля жира и белка позитивно повлияет на дальнейшее сокращение доли фальсификата на рынке, а также позволит объективно ее оценить.
Производители молочной продукции несут значительные расходы на поддержание функционирования систем прослеживаемости «Меркурий» и «Честный знак»: на покупку кодов маркировки, на покупку расходных материалов и запасных частей для их печати, на содержание IT-команд, которые обеспечивают внесение данных в государственные системы, а также несут расходы на снижение эффективности, вызванное разрешительным принципом, заложенным во все механизмы контроля. В свете такой нагрузки важно оптимизировать обязательные требования и исключить те, вклад которых в борьбу с нелегальным оборотом не равноценен затратам. В этой связи производители молочной продукции поддерживают проведение эксперимента по партионному учету молочной продукции, одной из целей которого является оценка целесообразности замены поэкземплярной прослеживаемости на прослеживаемость по партиям. Такая замена позволила бы избежать значительных капитальных затрат и фундаментальной перестройки учетных и логистических процессов в отрасли.
В этой связи особого внимания требуют вопросы, связанные с техническим регулированием, а именно гармонизация стандартов и технических регламентов с международной практикой, чтобы не создавать лишних барьеров при экспорте российской продукции. Кроме того, необходимо ускорение процессов, позволяющих осуществить согласованное применение Единых унифицированных в рамках ЕАЭС требований к электронному взаимодействию государственных органов с хозяйствующими субъектами и физическими лицами.
Участниками II Форума регионов отмечена значительная работа, представленная со стороны руководства Евразийской экономической комиссии по практическому решению задач, которые связаны с профильными техническими регламентами, стандартами оценки качества продукции, их гармонизацией внутри стран-участниц ЕАЭС, созданием механизмов контроля их исполнения, и многим другим направлениям.
По-прежнему отсутствует общее понимание относительно вопроса применения ответственности различного рода лабораторий и испытательных центров, аккредитованных для исследования молочной продукции либо проводящих исследования без должной аккредитации, особенно в интересах контрольно-надзорных служб. Соответствующими полномочиями в Российской Федерации наделена Федеральная служба по аккредитации – Росаккредитация (приложение N 11 к Договору о Евразийском экономическом союзе: Протокол о признании результатов работ по аккредитации органов по оценке соответствия).
Однако до настоящего времени её полномочия в должной мере не реализуются, от участия в дискуссии Деловой программы II Всероссийского молочного форума регионов представители Росаккредитации воздержались.
В части взаимодействия молочной отрасли с крупными торговыми сетями, в целом, участники II Форума регионов отметили активность, конструктивный подход и наличие заинтересованности в развитии деловых связей. При этом внесено предложение о более тесном сотрудничестве, в том числе по вопросам взаимных обязательств (аудит и др.), не урегулированным Кодексом добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров.
Производители молочной продукции внимательно следят за развитием законодательства в области охраны окружающей среды и направляют усилия на своевременное выполнение новых норм. Нельзя не отметить позитивные тенденции последнего года в сфере регулирования отходов от использования упаковки, а именно умеренный подход к росту нагрузки производителей молочной продукции. Вместе с тем этот рост опережает темпы развития отрасли сбора и переработки отходов, что важно учесть при пересмотре регулирования.
Участниками был изучен опыт применения Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», а также Справочника НДТ: ИТС 45-2017 «Производство напитков, молока и молочной продукции».
В сфере регулирования выбросов парниковых газов рассматриваются инициативы, которые предлагают распространить обязательные требования на предприятия сельского хозяйства. В то же время в мировой практике, напротив, укрепляется тенденция по признанию вклада сельского хозяйства в поглощение выбросов парниковых газов и отказу от избыточного регулирования. Для поддержания достигнутых высоких темпов развития секторов АПК в России важно с осторожностью подходить к введению дополнительных обременений. Вместе с тем вклад сельского хозяйства в поглощение парниковых газов представляется малоизученным. Представляется важным направлять усилия на восполнение этого пробела, а также на создание условий для реализации климатических проектов в отрасли, таких как развитие биогазовой энергетики.
Участники II Форума регионов отмечают недостаточность социальной рекламы о важности потребления молочных продуктов для сохранения здоровья населения. Необходимо, опираясь на объективные научные данные, на государственном уровне организовать программу по формированию позитивного отношения к отечественной молочной продукции как необходимого элемента здорового образа жизни. Такая социальная реклама должна системно доводиться до потребителей через все государственные средства массовой информации.
Как никогда остро о себе заявляет вопрос дефицита кадров, в том числе квалифицированных, как в сельском хозяйстве, так и на промышленных предприятиях молочной отрасли. В условиях постоянного отсутствия и острой нехватки свободных денежных ресурсов, для большинства предприятий отрасли это становится непосильной задачей. Необходимо государственное участие в решении вопроса подготовки кадров и их закрепления за производствами.
Положительно, участниками Всероссийского мероприятия, оценивается деятельность Союзмолоко по сохранению и расширению мер государственной поддержки молочной отрасли, по сдерживанию и устранению избыточных административных барьеров, в том числе обеспечению переходных периодов для введения обязательной маркировки средствами идентификации и отмене поштучной прослеживаемости в отношении продукции с короткими сроками годности, по снижению категории негативного воздействия для молокоперерабатывающих предприятий, по снятию барьеров для использования навоза в хозяйственном обороте сельскохозяйственных предприятий.
На отечественной профессиональной площадке, организаторам Всероссийского мероприятия удалось собрать и практически объединить всех участников этого процесса: исполнительную и законодательную ветви власти Российской Федерации, представителей Евразийской экономической комиссии, отраслевых региональных некоммерческих объединений, ученых ведущих институтов молочной промышленности, аналитиков российского и зарубежного молочного рынка, производителей и переработчиков молока, включая сервисные компании и торговлю.
Практика показала, что II Форум регионов решил важную задачу и заложил основу Всероссийской отраслевой платформы для всестороннего обсуждения актуальных вопросов, внесения конструктивных предложений и формирования единой позиции представителей молочный промышленности России и имеет все основания стать отечественной отраслевой площадкой и проводиться на Федеральной территории “СИРИУС” традиционно и ежегодно.
Соглашение о сотрудничестве, в рамках Деловой программы II Всероссийского молочного форума регионов, заключенное между Фондом РОСКОНГРЕСС и Южным молочным союзом, призвано придать новый импульс в развитии мероприятия и установлении долгосрочных партнерских отношений и эффективного стратегического сотрудничества, направленного на реализацию намеченных целей, расширению взаимного доверия участников российского предпринимательского сообщества и повышение инвестиционной привлекательности российской экономики.
Было отмечено, что на профессиональной площадке, по мнению большинства участников II Форума регионов, прошло открытое обсуждение ситуации в молочной индустрии, что позволило всесторонне рассмотреть и получить объективные ответы на многие вопросы, сформировать понимание процессов, происходящих в отечественной отрасли, её запросов к органам власти и научному сообществу, формулировать задачи и направления дальнейшего развития.
По итогам трехдневных дискуссий участники II Форума регионов пришли к единому выводу, что необходим более тесный диалог между всеми участниками молочного рынка, в том числе наукой и надзорными органами. Только в такой синергии можно достичь конкретного успеха в бизнесе, избежать недопониманий и финансовых потерь.
Организаторам II Всероссийского молочного форума регионов рекомендовано рассмотреть вопрос о созыве мероприятия подобного формата на следующий год, сделав его традиционным, и довести принятую позицию до всех участников молочного рынка путем размещения в отраслевой печати и на сайте организаций. Резолюцию направить в Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), Министерство здравоохранения РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Министерство науки и высшего образования РФ, отраслевым союзам и информационным партнерам конференции.
Во II Всероссийском молочном форуме регионов приняли активное участие 126 человек, в их числе руководители предприятий молочного сектора, представители власти, науки и контролирующих органов.
По поручению II Всероссийского молочного форума регионов подписано:
Генеральный директор
Южного молочного союза К.В.Синецкий
Генеральный директор
Национального cоюза
производителей молока А.С. Белов
Приглашаем всех представителей молокоперерабатывающих предприятий и производителей молока России к участию в работе III Форума регионов.
Будем рады встрече с Вами!
Предлагаем заинтересованным компаниям выступить спонсорами и партнерами следующего Форума регионов.
Более подробно о мероприятиях молочной отрасли России можно ознакомиться по ссылке на официальном сайте Южного молочного союза, или в нашей группе в Телеграмм.
Следите за нашими новостями!
ФОНД «РОСКОНГРЕСС» – оператор II Всероссийского молочного форума регионов на Федеральной территории «СИРИУС»
АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» – Генеральный партнер II Всероссийского молочного форума регионов на Федеральной территории «СИРИУС»